Адрес: г. Тюмень
ул. Широтная 173 корп. 6
тел: (3452) 533-278
e-mail: prilensk@mail.ru
Психологическое айкидо  

Метод амортизации

Скандалы лучше предотвратить в самом зародыше, не дав им разгореться. Лучше, если вы умеете сами себя уважать. Это сделает вас менее зависимым от оценки окружающих людей. По крайней мере, потенциальному скандалисту будет гораздо труднее вас уязвить.

Самое главное – в ссору не стоит ввязываться. Когда на вас лает собака не стоит становится на четвереньки и лаять в ответ. В качестве надежного и проверенного многолетней практикой метода прекрасно зарекомендовали приемы психологической амортизации.

Я прекрасно помню тот день, когда я сам впервые опробовал метод амортизации на практике. Я стоял на задней площадке троллейбуса и любовался цветущими садами. Вдруг я почувствовал сильный толчок в бок, увидел довольно-таки габаритную женщину с сумками и искаженным от злобы лицом.

Вот ее восклицание: «Чего встал, расставил свои тощие локти!».

Я понимал, что если я стану возражать, то начнется скандал. Ругаться и портить настроение не хотелось.

Тогда я ответил: «Да, вы правы, я, в самом деле, неудачно стою, и локти у меня тощие».

Надо было видеть недоумение, появившееся в первый момент на ее лице! Видимо, никогда в жизни на ее провокационное поведение она не получала подобного ответа! Женщина слегка застыла в немом изумлении, ее рот был слегка полуоткрыт. Правда, она вновь быстро собралась, и решила применить хорошо проверенные в прошлых боях бьющие наповал приемы. Она решила меня психологически добить.

Довольно грубо, по-хамски, не церемонясь, она продолжила: «А ты еще и разговариваешь, умник!»

Я отлично понимал, что меня продолжают провоцировать на скандал. Поэтому я ответил следующим образом: «Да, действительно, я еще и разговариваю и строю из себя умника».

Люди, которые ехали с нами в троллейбусе, притихли и стали заинтересованно прислушиваться. Сцена напоминала схватку тореадора с разъяренным быком. И если я сделаю хоть одно психологически неверное движение, исход схватки будет предрешен. Женщина перестала понимать, что происходит. В ее голове, по-видимому, не укладывалось, как это я соглашаюсь с каждым ее аргументом.

Тогда она попробовала еще раз: «Ишь ты, молодежь наглая!».

И я вновь согласился: «Да, вы абсолютно правы. Молодежь у нас действительно наглая».

Это надо было видеть – женщина молча махнула рукой и пошла в переднюю часть троллейбуса. Глаза ее выражали опустошенность и недоумение. Она не понимала, что происходит. Она впервые в жизни не могла ничего сказать. Такого в ее жизни еще никогда не было. Некоторые пассажиры улыбались. Некоторые – смеялись. И у меня сохранилось прекрасное настроение. Я не повелся на скандал и при этом ничего плохого не сказал человеку.

Подведем итог. Используя принцип амортизации, вам ничего придумывать не надо. Вы просто повторяете фразы, которые вам посылаются вашим собеседником.

  1. Важно соглашаться с собеседником абсолютно искренне.
  2. Ваша самооценка не зависит от мнения скандалиста.
  3. Вы просто защищаетесь от психологической грязи.

 Профилактическая амортизация.

Итак, в одном очень солидном учреждении после очередной структурной реформы (а надо сказать, нынче реформами охвачены многие учреждения), отдел кадров стал именоваться отделом по управлению персоналом. Замысел реорганизации понятен - укрепить управленческую вертикаль, что, наверное, само по себе в современных условиях развития рыночной экономики просто необходимо. Но дело в том, что работники этого отдела после смены вывески незаметно для себя стали как-то по-другому держаться. Их лица стали более значительными и глубокомысленными. На дверях кабинета, в котором сидит технический персонал, появилась грозная надпись: «Прием посетителей только после 14.00». Прочим сотрудникам учреждения давалось понять, что их визиты до 14.00 мешают очень занятым людям.

Надо сказать, что мне весьма трудно было перестраивать так радикально свой график посещения этого учреждения – времени катастрофически обычно не хватало, потому что я читаю лекции, веду практические занятия, консультирую и провожу психотерапевтические группы. И вот, когда в очередной раз мне надо было отнести ответ на какую-то очень важную бумагу, я подошел к дверям отдела по управлению персоналом, когда на часах, как назло, было всего 11.00. К сожалению, после 14.00 мне предстояло проводить очередную психотерапевтическую группу со своими пациентами. И вот, на свой страх и риск я открываю дверь.

Меня встретили молча, недоуменными взглядами, меряя меня с ног до головы. Скандалить и доказывать в подобной ситуации свою важность и значимость – глупо. Закатывать скандал – означает окончательно испортить свою репутацию и оказаться изгнанным из кабинета.

Поэтому я, предупреждая возможные возражения, разговор начал первым: «Извините меня, что я отрываю вас от работы! Я со своей неорганизованностью всегда не вовремя показываюсь у Вас!»

На меня взглянули с интересом. Лица дам смягчились: «Что-то произошло?».

Должен сказать, что неосознанно людям нравиться, когда с кем-нибудь что-то происходит. Вспомните, с каким интересом многие обмениваются новостями, смотрят криминальную хронику или фильмы, в которых показываются убийства или катастрофы. За внешней маской сочувствия глубоко прячется мысль – «слава Богу, все это не у нас и не со мной!».

В ответ я произнес: «К сожалению, я смогу только сейчас смогу отдать ответ на Ваш запрос. Но вы ведь прекрасно знаете, какой я кафедрой заведую, и какая у меня специальность!».

В ответ дамы заулыбались и взяли мои бумаги.

Приемы амортизации можно с успехом применять в различных ситуациях – не только на работе, но и дома, в магазине. 

 

© 2019 ООО Консалтинговый Центр «Академия социальной адаптации и практики бизнеса»